1 статья
Что такое комплаенс?
Комплаенс в той или иной степени изначально присутствует в каждом экономическом субъекте.
Комплаенс – это согласие или соответствие; происходит от глагола to comply – соответствовать. Буквально означает действие в соответствии с запросом или указанием; повиновение. Комплаенс представляет собой каким-либо внутренним или внешним требованиям или нормам. Под соответствием подразумевается часть системы управления/контроля в организации, связанная с рисками несоответствия, несоблюдения требований законодательства, нормативных документов, правил и стандартов надзорных органов, отраслевых ассоциаций и саморегулируемых организаций, кодекс поведения. Такие риски несоответствия в конечном итоге появляться в форме применения юридических санкций или санкций регулирующих органов, финансовых или репутационных потерь как результат несоответствия законом, общепринятым правилам и стандартам. К сфере комплаенса относятся специфические области, такие как: противодействие легализации доходов, полученных приступным путем, и финансированию терроризма; разработка документов и процедур, обеспечивающих соответствие деятельности компании действующему законодательству; защита информационных потоков, противодействие мошенничеству и коррупции, установление этических норм поведения сотрудников.
Должное соблюдение основных принципов комплаенс и их эффективная реализация ведут к минимизации правовых и репутационных рисков, а также напрямую влияют на успех и целостность самого экономического субъекта и на благополучие его персонала, что в итоге повышает эффективность бизнеса.
Практически любое происшествие в организации означает, что контроль в той или иной сфере не налажен или это сделано не должным образом. Соответственно, виноват не только тот, кто допустил нарушение, но также тот, кто предпринял всех необходимых мер для того, чтобы этого не произошло. Это может говорить об отсутствии или недостаточной эффективности превентивных механизмов, которые должны противодействовать образованию неблагоприятных ситуаций.
2 статья
Функции и задачи комплаенс-офицеров и организация внутреннего контроля в компании
Итак, комплаенс — это способность сотрудников действовать соответственно порядку, правилам и запросам, принятым в компании. Если быть конкретнее, то комплаенс – это целая система контроля за соблюдением в процессе ведения бизнеса:
- законов;
- нормативных актов регуляторных органов;
- внутреннего устава компании;
- правил, утвержденных в компании.
Соответственно комплаенс выполняет и функцию регулятора рисков, которые могут возникнуть у компании при несоблюдении всех норм в процессе деятельности.
Основная функция комплаенс-офицеров — регуляторная. То есть простыми словами, они должны следить за четким выполнением компанией и ее сотрудниками установленных норм и действующего законодательства. Цель – предотвратить возможные риски и потери для компании в следствии нарушений определенных норм и правил. Комплаенс-офицеры есть далеко не в каждой компании. Многие считают, что такая служба необходима только банкам или крупному бизнесу. Это первое заблуждение. Комплаенс — служба необходима каждой компании, построенной для принесения прибыли.
В процессе зарабатывания денег часто компания забывает о существовании тех или иных норм, законодательных актов и предписаний. Задача комплаенс-сотрудников напомнить об этом и предотвратить правонарушение или потерю доверия клиентов. Если каждая сделка будет проверяться комплаенс-контролем, снижаются многие риски:
- применение админштрафов;
- выездные проверки;
- применение санкций к должностным лицам;
- запрет осуществления операций со счетами;
- аннуляция лицензии;
- временное прекращение деятельности;
- возможность признания сделок недействительными;
- ущерб рейтинга в бизнес-кругах и потеря доверия клиентов.